Тында

Малый город, 33 061 человек.

 

Города и поселки, расположенные на Байкало-Амурской магистрали, — это целая история, которую коротко рассказать довольно сложно. БАМ на волне народного вдохновения строился в 1970—1980-х годах действительно всей страной.

 

А Тынду — столицу БАМа — строили представители столицы всей страны — Москвы. Для автора, проведшего много лет в типовой бело-синей московской семнадцатиэтажке, было крайне странно увидеть похожую посреди тайги. Если Норильск напоминает сталинскую Москву, то Тында — более современную и оптимистичную столицу. Более того, Тында находится на той же широте, что и Москва.

 

Станцию Таюра строили армяне, станцию Ния — грузины, станцию Алонка — молдаване, поселок Улькан — азербайджанцы. В каждом из поселков заметны явные признаки национальной архитектуры этих стран (а тогда — республик). Северобайкальск на северной оконечности великого озера строили ленинградцы, и основная его улица — Ленинградский проспект.

 

Слово «Тында», по основной версии, происходит от эвенкийского словосочетания «тэнда», что означает «место, где пасут оленей». Вообще на БАМе большинство названий произошло из эвенкийского — языка не такого многочисленного, но ходившего по огромной территории народа. «Чара» — песчаная отмель на реке. «Хани» — волчья яма. «Хорогочи» — глухариный ток. «Муртыгит» — «место, где съели лошадь».

 

В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тында. Лишь спустя 65 лет Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, но постоянного населения здесь практически не было до 1937 года, когда была произведена первая попытка построить новую магистраль. Благодаря этому поселение приобретает статус поселка и становится одним из крупнейших населенных пунктов на севере Амурской области: согласно переписи населения, проведенной в 1939 году, там проживало около четырех тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это довольно много.

 

Были даже планы сделать Тынду центром новой области, но Великая Отечественная война не дала поселку Тындинскому стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в поселок поступало редко и только из Благовещенска. Большинство населения покинуло Тынду.

 

Спустя тридцать лет после Победы БАМ снова стали строить. В 1975 году поселок стал городом Тындой. Уже в 1979 году первый поезд из Тынды отправился в Москву, а в 1986 году в эксплуатацию были сданы четыре шестнадцатиэтажных жилых дома, до недавнего времени бывшие самыми высокими зданиями в Амурской области.

 

Тогда же был построен и гигантский вокзал, здание которого имеет сложную ломаную форму, изображающую силуэт птицы. Он является самым высоким на Дальнем Востоке вокзалом и самым большим по площади в Приамурье.

 

Сейчас взгляды страны вновь чаще обращаются к БАМу, на сорокалетний юбилей магистрали на многих участках был проложен второй путь, и жизнь в городе железнодорожников закипела. Каждый день уходит на восток единственный на огромном участке пассажирский поезд Тында — Комсомольск-на-Амуре, а когда железная дорога на север дойдет до Якутска, количество грузовых и пассажирских поездов еще увеличится.

 

Тында, если вы не попали туда в самый комариный сезон или в страшный мороз, весьма приятное место. Главная улица называется Красной Пресней, есть отличный музей БАМа, несколько кофеен и хороших магазинов. В солнечные дни эта микро-Москва в тайге вообще очень уютна.

 

Увы, столь симпатичный и необычный город очень труднодоступен для людей из западной части России. Прилететь туда можно пока только из Хабаровска, а поездом ехать, конечно, красиво, но долго. Впрочем, от этого попадание в Тынду, если уж вы там оказались, будет еще ценней.

Рекомендуем также:

Севастополь: достопримечательности города с фото и описаниями

436 тыс. жителей

Грозный: достопримечательности города с фото и описаниями

291 тыс. жителей