Погружение в Марианскую впадину

Вторая половина XX и начало XXI в. вошли в историю географических открытий как время исследования морских глубин. С каждым годом исследователи океана проникали все глубже. Однако даже в самых современных костюмах для подводного плавания и с новейшими аквалангами они не могли преодолеть отметку 100 м. Уже на этом уровне вода давит на все тела с огромной силой, а с увеличением глубины гнет только возрастает. Стало ясно, что для досконального изучения Мирового океана нужно специальное оборудование.

 

Батискаф Огюста Пикара

В 1948 г. мир увидел первый батискаф: швейцарец Огюст Пикар соорудил самоходный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он представлял собой прочную герметичную гондолу, внутри которой находился экипаж. Для обеспечения плавучести устройство прикрепляли к большому поплавку, наполненному бензином, а для погружения использовали несколько тонн чугуна в качестве балласта, который сбрасывали при всплытии. Огюст сам протестировал аппарат, но ему удалось погрузиться всего на 25 м.

 

Идея строительства батискафов захватила мир. Одними из первых конструированием нового устройства занялись итальянцы. Они пригласили Огюста на должность разработчика. Новый батискаф получил название «Триест» (по имени города, где его собрали). Тестировал устройство сын Огюста — Жак Пикар. Однако из-за нехватки денег на дальнейшую разработку итальянцы продали проект США. Американцы оценили фантастическую прочность батискафа и решили, что он годится для установления рекорда — погружения в Марианскую впадину.

 

Внутри батискафа «Триест»

Внутри батискафа «Триест»

 

Погружение в самую глубокую впадину на Земле началось утром 23 января 1960 г. В гондоле батискафа было два человека: американец Дон Уолш и Жак Пикар. Через пять часов исследователи достигли рекордной глубины — 10 919 м. Они пробыли на дне около 20 мин и через три часа вновь оказались на поверхности. Это было первое в истории географических открытий погружение в самое глубокое место в Мировом океане.

 

Схема расположения глубочайшей в мире впадины

Схема расположения глубочайшей в мире впадины

 

Погружение в бездну

Первыми в истории на дно Марианской впадины спустились Дон Уолш и Жак Пикар. Погружение состоялось 23 января 1960 г. Приборы исследователей зафиксировали рекордную глубину — 11521 м, которая позже была скорректирована. На дне удалось пробыть 20 мин. Следующее погружение состоялось уже в XXI в. В бездну опустился голливудский режиссер, создатель фильмов «Титаник» и «Аватар» Джеймс Кэмерон. Его одиночное погружение состоялось 26 марта 2012 г. в батискафе «Дипси Челлендж». Кэмерон взял образцы пород и живых организмов со дна, а также провел киносъемку 3D-камерами, кадры которой легли в основу документального фильма «Вызов бездне 3D» (2014 г.).

 

Батискафы в цифрах

 

Джеймс Кэмерон — режиссер-исследователь

Джеймс Кэмерон — режиссер-исследователь

 

Хронология погружений

1875 г.

1960 г.

2012 г.

2019 г.

Экипаж британского судна «Челленджер» открыл Марианскую впадину. Ее глубину измерили ручным лотом и получили 8367 м. Самое глубокое место впадины в честь корабля назвали Бездной Челленджера

Жак Пикар и Дон Уолш на батискафе «Триест» первыми опустились на дно Марианской впадины. Погружение длилось около пяти часов. Исследователи достигли глубины 10 919 м

Режиссер Джеймс Кэмерон стал третьим человеком, достигшим дна Марианской впадины, и первым, кто сделал это в одиночестве. К погружению он готовился семь лет

На дно впадины опустился американский бизнесмен и исследователь Виктор Весково. Он стал первым в истории, кому удалось покорить самую высокую в мире вершину и глубочайшую впадину

Июнь 2020 г.

На дно Марианской впадины погрузилась первая женщина. Ею стала американка Кэтрин Салливан

На дне впадины побывала вторая женщина — Ванесса О'Брайен, альпинистка, покорившая Эверест

Дна Бездны Челленджера достиг Келли Уолш, сын Дона Уолша

На дне самой глубокой в мире впадины побывал Ин-Цонг Лин, первый ученый азиатского происхождения

Ноябрь 2020 г.

 

 

 

В Бездну Челленджера опустился китайский глубоководный аппарат с тремя человеками на борту