Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские путешественники, которым удалось обогнуть земной шар. В XVIII в. Российская империя столкнулась с проблемой доставки товаров в Новый Свет и Китай: их возили через всю страну по ужасным дорогам, что стоило немалых денег и сил, тогда как корабли Великобритании, Испании и Франции вовсю бороздили просторы Мирового океана. Пришла пора и России включиться во всеобщий процесс. При этом идею первого русского кругосветного путешествия предложил потомственный немец по фамилии Крузенштерн, рожденный на землях, которые ныне принадлежат Эстонии.

 

Иван Федорович Крузенштерн был очень спортивным человеком

Иван Федорович Крузенштерн был очень спортивным человеком и делал силовые упражнения даже на корабле. Он считал, что хорошая физическая форма — залог успеха

 

«Надежда» и «Нева»

Император Александр I к предложению Крузенштерна отнесся с опаской, но все-таки его одобрил. Для путешествия в Великобритании за 17 000 фунтов стерлингов купили довольно подержанные, но еще крепкие корабли, которые нарекли «Надеждой» и «Невой». Командование первым поручили инициатору похода — Ивану Крузенштерну, а «Неву» передали его лучшему другу Юрию Лисянскому. Цель экспедиции была проста и прозрачна — исследовать устье реки Амур, найти удобные морские пути в Америку через Тихий океан и наладить торговые связи с Японией. В эту страну «Надежда» должна была доставить русского посла Николая Петровича Резанова.

 

Корабли покинули Кронштадт 7 августа 1803 г., а в середине ноября русский флаг впервые в истории взмыл над территорией Южного полушария. Это событие отметили роскошным салютом.

 

Кругосветное плавание длилось 1095 дней. Из них 375 корабли шли вместе, остальное время были порознь. «Нева» преодолела 45 083 морские мили, 25 801 из них — самостоятельно. За три года миссии на судах умерло лишь три человека. Плавание Крузенштерна и Лисянского признано географическим и научным подвигом.

 

Вместе и врозь

Уникальность и сложность этого кругосветного путешествия заключались в том, что два корабля вместе прошли лишь небольшой участок пути, а после, значительный отрезок преодолели порознь. С одной стороны, это вызвало дополнительные трудности, с другой — позволило посетить больше земель.

 

Карта первого русского кругосветного плавания

Карта первого русского кругосветного плавания

 

Первый раз суда попали в шторм и случайно расстались у мыса Горн. Воссоединилась экспедиция лишь у Маркизских островов, которые необычайно поразили мореплавателей. Дальше корабли вместе дошли до Гавайев, а потом разошлись — на этот раз сознательно: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — на Камчатку и в Японию. Встретиться они планировали в Китае.

 

Открытия, торговля и японское негостеприимство

До берегов Камчатки «Надежда» пробиралась нехожеными путями. Мореходы тщательно все картографировали. В Петропавловске команда взяла на борт караул из нескольких офицеров и барабанщика и отправилась налаживать связи с Японией.

 

Корабль прибыл в Нагасаки 26 сентября 1804 г. Японцы оказались холодны: они запретили покидать судно всем, кроме посла. Почти полгода путешественники ждали ответа императора. В итоге он заявил, что не желает торговать с Россией. Команда, конечно, расстроилась, но все же поход к японским берегам не был бесполезным: Крузенштерн подробно описал порт Нагасаки, составил карту глубин и уточнил положение острова Цусима.

 

«Нева» в это время обследовала Гавайи и подробно изучила Аляску. Корабли встретились в Макао, продали в Китае свои товары и отправились домой, но в Кронштадт вернулись порознь, с разницей в две недели. Суда потеряли друг друга у мыса Доброй Надежды. Лисянский опередил Крузенштерна, поскольку решился на отчаянный марш-бросок: он провел в океане 142 дня, не заходя в порты и не причаливая к берегу. Для того времени это был рекорд.

 

Юрий Федорович Лисянский был награжден орденом Святого Георгия IV степени

За участие в 16 морских кампаниях Юрий Федорович Лисянский был награжден орденом Святого Георгия IV степени