Ханты-Мансийск

Средний город, 98 485 человек.

 

Есть в России так называемые «нефтяные» или «газовые» города. Как правило, они находятся в богатых регионах (да что уж там, большинство в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах) и построены около месторождений, заводов и других объектов нефтяной и газовой инфраструктуры. Денег на них обычно не жалеют — во-первых, они у региона обычно есть; во-вторых, даже если и нет, то все равно акцент вся страна делает на добычу нефти и газа, а значит, работники этих отраслей должны жить в хороших местах. Тем более учитывая суровые северные условия.

 

А вот Ханты-Мансийск очень хорош. Впервые увидев его гармоничную архитектуру, тихий центр, набережную Иртыша — автор был готов воспевать этот город. Пожалуй, сравнимое впечатление из «газовых» городов производит только Белоярский того же Ханты-Мансийского округа — там тоже все очень продуманно.

 

При этом о Ханты-Мансийске мало кто знает. Хорошо, вы, возможно, слышали его название. Но вряд ли вы там были — если вы вдруг не живете рядом или не являетесь фанатом биатлона. В Ханты-Мансийск не возят туристов, туда редко заходят белоснежные круизные корабли, там не проводятся матчи чемпионата мира по футболу.

 

В Ханты-Мансийске все как-то красиво и продуманно. Во-первых, исторически он расположен на интересном месте — на стрелке могучих сибирских рек Оби и Иртыша. Обь находится чуть в стороне от города, а вот Иртыш в жизни Ханты-Мансийска очень даже участвует. Пожалуй, наряду с Петербургом и Якутском Ханты-Мансийск может поспорить за звание самого «речного» города России. До 20 рейсов в сутки по Оби, Иртышу, Конде на теплоходах, скоростных судах на подводных крыльях, судах на воздушной подушке — такого в нашей стране, некогда великой речной державе, почти уже и не встретишь.

 

Во-вторых, промышленности в городе почти нет — он центр скорее административный. Это позволило сделать Ханты-Мансийск зеленым, удобным, красивым. Тут и скверы, и аллеи, и современные музеи, и крупнейший в России биатлонный центр — гордость округа. Один минус — в силу почти полного отсутствия туристов довольно мало кафе и прочих публичных мест.

 

История Ханты-Мансийска довольно проста. Территория нынешнего Ханты-Мансийского округа (называемого также Югрой) долго была малоизученной, а потом стала ареной вялотекущей войны между русскими, продвигающими границу страны на восток, и местными народами ханты и манси. В итоге князьки в большинстве своем присягнули царю, и на обширной территории стало появляться все больше населенных пунктов с русским или смешанным населением. В начале 1630-х годов был основан Самаровский ям, который со временем стал селом Самарово, а теперь и районом Ханты-Мансийска, в котором находятся, в частности, речной вокзал, набережная и старейшее здание города — храм Покрова Пресвятой Богородицы.

 

В 1935 году село Самарово объединилось с Остяко-Вогульским. Остяками и вогулами называли в то время хантов и манси. Потом названия поменяли на более научно корректные и заодно переименовали город. До 1990-х годов Ханты-Мансийск состоял преимущественно из двухэтажных деревянных домов, численность населения составляла около 30 тысяч жителей. Но потом все изменилось.

 

За последние десять лет Ханты-Мансийск, по ощущениям, чуть-чуть, скорее, потерял, чем приобрел. Экономические кризисы заставили ужаться и тут — хотя продолжили строиться новые дома и новые дороги. Подтянулись и другие города: если году в 2005-м Ханты-Мансийск вызывал положительный культурный шок, то теперь многие вещи стали несколько более привычными.

 

Тем не менее Ханты-Мансийск до сих пор один из тех городов, которыми России, безусловно, стоит гордиться. Если бы так получалось делать и там, где нефти и газа нет, мы бы жили в существенно более благоустроенной стране.

Рекомендуем также:

Сочи: достопримечательности курортного города с фото и описаниями

424 тыс. жителей

Владивосток: достопримечательности города с фото и описаниями

606 тыс. жителей