Барбизонская школа: художники и их картины

Барбизонская школа состояла из живописцев, занимающихся пейзажами. Она была названа в честь местечка Барбизон - маленькой деревни в лесу Фонтенбло, где продолжительное время жили многие живописцы барбизонской школы. Пейзажи живописцев школы не особо яркие по цветовой гамме, они весьма реалистичны, но не теряют наивной идеализированной окраски. Картины барбизонцев заложили фундамент, появившегося позже, импрессионизма, вывели последователей школы и многих других живописцев из студий на природу.

 

Теодор Руссо. Картина "Закат в Арбонне"

Теодор Руссо. Картина "Закат в Арбонне"

 

Живописцы барбизонской школы ориентировались на работы таких важных деятелей искусства как:

 

  1. Клод Лоррен (https://risovanye.ru/klod-lorren);
  2. Якоб ван Рёйсдаль (https://risovanye.ru/yakob-van-ryoysdal);
  3. Ян ван Гойен (https://risovanye.ru/yan-van-goyen);
  4. Мейндерт Хоббема (https://risovanye.ru/meyndert-hobbema);
  5. Ричард Паркс Бонингтон (https://risovanye.ru/richard-parks-bonington);
  6. Никола Пуссен (https://risovanye.ru/nikola-pussen).

 

Также на художников-барбизонцев повлиял ряд их современников, среди которых:

 

  1. Гюстав Курбе (https://risovanye.ru/gyustav-kurbe);
  2. Эжен Делакруа (https://risovanye.ru/ezhen-delakrua);
  3. Камиль Коро (https://risovanye.ru/kamil-koro).

 

Барбизонская школа: художники и их картины

Итак, перейдем к представителям барбизонской школы, ее вдохновителям и основателям.

 

Теодор Руссо (https://risovanye.ru/teodor-russo). Основатель барбизонского течения в живописи. Писал свои произведения во Франции, в том числе, провел значительное количество времени в Нормандии и Барбизоне. Самые важные полотна мастера были написаны, когда он проживал в фермерском доме в Барбизоне. Из всех картин Теодора Руссо, стоит отдельно отметить: «Дубы в Апремоне» и «Выход из леса Фонтенбло. Закат», обе картины, на сегодняшний день, находятся в Лувре.

 

Теодор Руссо. Картина "Дубы в поселке Апремон"

Теодор Руссо. Картина "Дубы в поселке Апремон"

 

Констан Тройон (https://risovanye.ru/konstan-troyon). Художник-барбизонец водил знакомство с Теодором Руссо и Жюлем Дюпре. Однако, в 1847 г. Он направился в Голландию и на него произвели огромное впечатление полотна Поттера, тогда Констан Тройон отошел от пейзажа к полотнам с животными. Его картины: «Отправление на рынок» (1859 год; Эрмитаж) и «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855г.; хранится в Лувре), остаются выдающимся наследием в живописи.

 

Констан Тройон. Картина "Пляж в Трувиле"

Констан Тройон. Картина "Пляж в Трувиле"

 

Нарсис де ла Пенья (https://risovanye.ru/narsis-de-la-penya). Живописец не сразу пришел к написанию реалистичных пейзажей. Продолжительное время он восхищался романтизмом в искусстве и творчеством Антонио да Корреджо (живописец итальянского происхождения). Писал произведения с нимфами и другими сказочными персонажами, а его работы вызывали восхищение в Салоне. Тесное знакомство с Руссо пришлось на вторую половину жизненного пути мастера, они начали совместно писать полотна в лесу Фонтебло, и стиль живописи Нарсиса де ла Пеньи начал заметно меняться. Именно поздние пейзажи Диаза стали значимым вкладом в стилистику художественного искусства, из произведений стоит отметить следующие произведения: «Пейзаж с сосной» (1864 год; Эрмитаж), «Лесная дорога» (1850-е, Эрмитаж), «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867, место хранения: Музей д’Орсэ), «Старая мельница около Барбизона» (место хранения: частная коллекция), «Дорога через лес» (1865—70, хранится в музее д’Орсэ), «Лес в Фонтенбло» (1867 год, место хранения: Бордо), «Опушка леса» (1871 год, хранится в музее д’Орсэ), «Осень в Фонтенбло» (1872 г., место хранения: ГМИИ им. Пушкина).

 

Нарсис де ла Пенья. Картина "Цыганские принцессы"

Нарсис де ла Пенья. Картина "Цыганские принцессы"

 

Анри Арпиньи (https://risovanye.ru/anri-arpini). Творческая карьера художника началась поздно. Однако, картины Анри Арпиньи были высоко оценены и хорошо восприняты французской публикой за их превосходное исполнение и правдоподобность.

 

Анри Арпиньи. Картина "Луг в Бурбонэ, пейзаж со старой плотиной"

Анри Арпиньи. Картина "Луг в Бурбонэ, пейзаж со старой плотиной"

 

Франсуа-Луи Франсэ (https://risovanye.ru/fransua-lui-franse). В его картинах есть элементы классики и мифического изображения, что неудивительно, ведь художник начинал с написания иллюстраций к романам и рассказам. Франсэ пробовал создавать свои произведения самыми разными материалами: маслом, акварелью, углем, чернилами. Он стабильно экспериментировал с техническими аспектами исполнения работ, что отлично видно в разнообразии его работ.

 

Франсуа-Луи Франсэ. Картина "Дафнис и Хлоя"

Франсуа-Луи Франсэ. Картина "Дафнис и Хлоя"

 

Жан-Франсуа Милле (https://risovanye.ru/zhan-fransua-mille). Являлся сыном обычного крестьянина, в отличие от других представителей барбизонской школы. Свое первое произведение с фермерским сюжетом написал в 1948 году. У истока творческого пути увлекался работами Пуссена и Микеланджело, а самое большое влияние на Милле оказал художник Шарль-Эмиль Жак. Милле являлся самым постоянным гостем леса Фонтенбло из всех представителей барбизонской школы. Жан-Франсуа Милле даже скончался в Барбизоне. Картины художника невероятно реалистичны, в частности, стоит обратить внимание на следующие: «Собирательницы хвороста» (1850-е гг., место хранения: ГМИИ им. Пушкина), «Уборка гречихи» (1868—1870 годы; хранится в Бостоне), «Сеятель» (1850 год, место хранения: Бостон), «Собирательницы колосьев» (1857 г.; место хранения: Музей д’Орсэ), «Человек с мотыгой» (1863, хранится в частной коллекции), «Стога: осень» (1874 год, место хранения: музей Метрополитен), «Анжелюс» (1857-59 годы, место хранения: Музей д’Орсэ), «Весна» (1868—1873 гг.; хранится в музее д’Орсэ).

 

Жан-Франсуа Милле. Картина "Анжелюс"

Жан-Франсуа Милле. Картина "Анжелюс"

 

Шарль-Франсуа Добиньи (https://risovanye.ru/sharl-fransua-dobini). Основой рабочей деятельности художника были картины с сюжетами, на которые его натолкнула поездка в Италию. Добиньи был знаменитым мастером и иллюстрировал многие романы и рассказы, популярных писателей, таких как Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Поль де Кок, Эжен Сю и т.д. Склонность художника к правдивым пейзажам, появилась у художника после знакомства с Камилем Коро. Работа со светом в творчестве Шарля-Франсуа, выделяет живописца среди художников-барбизонцев и делает его картины больше похожими на творчество представителей импрессионизма.

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Картина "Низкий прилив в Виллервилле"

Шарль-Франсуа Добиньи. Картина "Низкий прилив в Виллервилле"

 

Исидор Даньян (https://risovanye.ru/isidor-danyan). Живописец любил правдивые изображения природы и был воодушевлен картинами Клода Лоррена. Вообще, его стиль отличался как от художников-барбизонцев, так и от творчества импрессионистов, ему свойственна блестящая гладкость и значительное использование в полотнах классических архитектурных элементов.

 

Исидор Даньян. Картина "Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе"

Исидор Даньян. Картина "Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе"

 

Адольф Аппиан (https://risovanye.ru/adolf-appian). Данный художник добился великолепных результатов и как художник, и как создатель гравюр. Его полотна, нарисованные углем, ни капли не уступают по технике тем, что были нарисованы маслом. Полнота черного цвета - это важная составляющая его полотен.

 

Адольф Аппиан. Картина "Окрестности Каркерона"

Адольф Аппиан. Картина "Окрестности Каркерона"

 

Жюль Дюпре (https://risovanye.ru/zhyul-dyupre). Художнику был очень близок стиль Теодора Руссо, на творческое становление Дюпре важное значение оказала поездка в Англию и путешествие к видам Констебля, а также он знал другого художника-барбизонца - Никола-Луи Каба. Произошедшее позже, знакомство с Руссо, привнесло в полотна Дюпре большое количество реализма. Вместе с Руссо он творил до 1849 г., в то время и были созданы самые весомые полотна Жюля Дюпре, среди которых: «Деревенский пейзаж» (1840—1844; Эрмитаж), «Вечер» (1840-е; ГМИИ), «Старый дуб» (1845—1850 годы; хранится в Мериленде), «Ланды» (1845—1850 годы; Лувр).

 

Жюль Дюпре. Картина "Яркий день"

Жюль Дюпре. Картина "Яркий день"

 

К кругу художников-барбизонцев также относились:

 

  1. Сисери (1813—1890),
  2. Огюст Анастази (1820—1889 годы),
  3. Каба (1812—1893 гг. ),
  4. Леон-Виктор Дюпре (1816—1879) и некоторые другие.

 

Ученики барбизонцев, в отличие от своих учителей, не достигли великих результатов и для многих остались неизвестны.