Аристотель

Аристотель — величайший философ, внесший огромный вклад в развитие географической мысли. Новые знания древние люди черпали из наблюдений. Подметив, что можно уверенно стоять на поверхности Земли, они осознали: планета плоская, ведь иначе все бы падали, не ступив и шага. Кроме того, было очевидно, что она имеет начало и конец. Никаких географических исследований и астрономических наблюдений тогда не проводили, поэтому ученые умы придумывали на этот счет самые разные небылицы.

 

Содержание

  1. Земля круглая?
  2. Две мысли, изменившие мир
  3. Другие научные открытия

Аристотеля можно считать родоначальником гидрологии, океанологии, метеорологии

Аристотеля можно считать родоначальником гидрологии, океанологии, метеорологии

 

Земля круглая?

Представление о форме нашей планеты кардинальным образом изменил древнегреческий ученый Аристотель. Во-первых, он стал первым смельчаком, который озвучил совершенно нелепую в те времена мысль: Земля — круглая. Во-вторых, он смог это доказать.

 

Иллюстрация из книги «Атмосфера: популярная метеорология»

Гравюра К. Фламмариона. Иллюстрация из книги «Атмосфера: популярная метеорология». 1888 г. Изображает ученого, который достиг края плоской Земли

 

В 15 лет Аристотель осиротел. От отца ему досталось приличное наследство, которое будущий ученый тратил на книги. Еще в юности он привык много читать, что для его времени было редкостью. От других ученых Аристотеля отличало невероятное любопытство. Ему было недостаточно наблюдений: он всегда стремился понять причину происходящего. Книги научили Аристотеля рассуждать и устанавливать закономерности, позже перевернувшие представление о мире. Ученому не давала покоя мысль о форме Земли. Он не сомневался, что она не плоская, но озвучил свою догадку лишь после того, как собрал немало подтверждений своей версии.

 

Две мысли, изменившие мир

Корабль и мачта

Наблюдая за приближающимся со стороны моря кораблем, Аристотель заметил, что сначала из-за горизонта появляются мачты и только потом выглядывает корпус. Это значит, что поверхность, по которой идет судно, округлая. Как ни странно, но такое утверждение многим показалось неубедительным.

 

Схема, иллюстрирующая, как наблюдатель видит появление корабля из-за горизонта

Схема, иллюстрирующая, как наблюдатель видит появление корабля из-за горизонта

 

Лунное затмение

К следующему доказательству Аристотель подошел с большей серьезностью. Наблюдая за лунными затмениями, он каждый раз видел одну и ту же картину: на небесное тело набегала темная пелена и частично его закрывала. Для ученого было очевидно, что пелена — это тень Земли, которую отбрасывает планета, оказавшись между Солнцем и Луной. Кроме того, Аристотель обратил внимание на одну важную особенность: сколько бы раз и в какое бы время он ни наблюдал лунное затмение, небесное светило всегда загораживала круглая тень, которая могла принадлежать только шару.

 

Положение Солнца, Земли и Луны во время лунного затмения

Положение Солнца, Земли и Луны во время лунного затмения

 

Другие научные открытия

Аристотель сделал немало судьбоносных для науки открытий. Так, опираясь на труды древнегреческого математика и астронома Евдокса, который был убежден, что планета на севере и юге нагревается неравномерно, он разделил земной шар в зависимости от продолжительности дня на пять климатических поясов: экваториальный («необитаемый вследствие жары»), два приполярных («необитаемые вследствие холода») и два промежуточных («умеренные, обитаемые»). Таким образом, ученый впервые определил географическую зональность.

 

Кроме того, Аристотелю принадлежит немало исследований в области погоды и климата. Он первым за несколько сотен лет до нашей эры составил точнейшее описание круговорота воды в природе.

 

Разрешив вопрос о форме Земли, греки заинтересовались ее размерами, но это уже другая история.

 

Древние индийцы воображали Землю некой полусферой, которую держат три слона

Древние индийцы воображали Землю некой полусферой, которую держат три слона. Они стоят на огромной черепахе, а черепаха — на змее. Последняя, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство

 

Фрагмент фрески «Афинская школа» Р. Санти

Фрагмент фрески «Афинская школа» Р. Санти. 1509-1511 гг. Платон (слева в центре) и Аристотель (справа в центре)