Нижний Новгород

Нижний Новгород: достопримечательности города с фото и описаниями

Крупный город, 1 млн 257 тыс. человек.

 

Не написать про Нижний Новгород невозможно, а написать — очень сложно. С одной стороны, это один из крупнейших городов страны, пятый по населению (хотя Казань все ближе). С другой — он довольно тяжело находит свое место после экономических спадов 1990-х и 2000-х годов. Посмотришь — у него богатейшее прошлое, не уступающее столицам. Да и настоящее вроде ничего, но чувствуется, что более динамично развивающиеся Казань и Екатеринбург перетягивают на себя внимание и туристов.

 

Памятник Жюлю Верну на набережной Федоровского, Нижний Новгород

Памятник Жюлю Верну на набережной Федоровского, Нижний Новгород

 

Основан Нижний Новгород предположительно в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем. В начале XVI века в городе был построен каменный кремль, который так и не был никогда кем-либо взят. Кремль стоит до сих пор, внутри него — музеи и административные здания.

 

Памятный камень в честь основания города в 1221 г., Нижний Новгород

Памятный камень в честь основания города в 1221 г., Нижний Новгород

 

В 1612 году местный земский староста Кузьма Минин собрал средства и вместе с князем Пожарским организовал народное ополчение для освобождения Москвы от поляков, в чем и преуспел.

 

Торговый центр  «Нижегородская ярмарка», Нижний Новгород

Торговый центр  «Нижегородская ярмарка», Нижний Новгород

 

С 1817 года, с переводом в город Макарьевской ярмарки, располагавшейся ранее близ Желтоводского Макариева монастыря, Нижний становится одним из крупнейших торговых центров России. В развитие торговой темы в 1896 году в городе прошла самая большая в дореволюционной России Всероссийская художественно-промышленная выставка, по случаю которой в городе были проведены масштабные работы по благоустройству: организовано движение первого в России электрического трамвая, построены многие здания, открыты фуникулеры. На самой выставке демонстрировалось множество шедевров научно-технической мысли: здесь, по сути, взошла звезда инженера Владимира Шухова и его металлических ажурных конструкций.

 

Во время советской индустриализации 1930-х годов в нем были построены крупные машиностроительные предприятия, в том числе крупнейший автогигант — Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Торжественный выезд новых автомобилей из ворот завода стал еще одной городской традицией.

 

Эмблема Горьковского автомобильного завода, Нижний Новгород

Эмблема Горьковского автомобильного завода

 

В 1932 году город был переименован в Горький в честь местного уроженца, писателя, много писавшего про город в своих книгах. Любопытно, что в это время Алексей Максимович Пешков (такова настоящая фамилия Максима Горького) был вполне жив. Писатель относился к переименованию с грустной иронией. В письме нижегородскому журналисту и краеведу Хи-тровскому в 1933 году он писал: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н. Новгород — Горький. Это очень неловко и неприятно». О последнем визите Горького в Горький вышли статьи с почти абсурдными заголовками «Великий советский писатель Максим Горький на теплоходе «М. Горький» приехал в город Горький».

 

Памятник Максиму Горькому  на набережной, Нижний Новгород

Памятник Максиму Горькому  на набережной, Нижний Новгород

 

Памятник Максиму Горькому  на набережной, Нижний Новгород

Памятник Максиму Горькому  на набережной, Нижний Новгород

 

Название «Нижний Новгород» вернулось к городу в 1990 году, практически сразу же он был вновь открыт для посещения иностранными гражданами, которым долго запрещалось посещать город из-за его военно-промышленной специализации.

 

Большая Покровская улица, Нижний Новгород

Большая Покровская улица, Нижний Новгород

 

Нижний (именно так, а ни в коем случае не «Новгород», называют город местные жители) — город речной. Он находится на стрелке Оки и Волги, поэтому практически до последних лет был главным речным центром страны. В начале XX века пароходы и лодки были пришвартованы к пристаням во много рядов, а пассажирские рейсы отправлялись во все концы европейской России буквально каждые несколько минут. Увы — и это очень печально — сейчас объемы как грузового, так и пассажирского судоходства сильно упали.

 

Скульптура «Почтальон» на Большой Покровской улице, Нижний Новгород

Скульптура «Почтальон» на Большой Покровской улице, Нижний Новгород

 

С водой связана жизнь одного из самых интересных граждан Горького в XX-м веке. Ростислав Алексеев опередил свое время и конструировал невиданные ранее скоростные суда, которые были похожи одновременно на корабли и на самолеты. Если «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» его авторства знают многие, то целый ряд перспективных разработок, начиная с экранопланов, не нашли своего места в жизни страны в первую очередь потому, что в существующей административной структуре никто не брался за них отвечать. «Это самолет», — говорили судостроители. «Это теплоход!» — спорили авиаторы. Алексеев умер в 1980 году, получив травмы на испытаниях пассажирского экранолета.

 

Памятник судну на подводных крыльях «Метеор», Нижний Новгород

Памятник судну на подводных крыльях «Метеор», Нижний Новгород

 

Сейчас на «Стрелке» (это не только термин, но и название района) построен новый стадион к чемпионату мира по футболу. Там же новая станция метро — многие годы нижегородское метро не пересекало ни Оку, ни Волгу, поэтому имело лишь локальное значение. Сейчас, после завершения строительства метромоста через Оку в старую, возвышенную часть города, пассажиропоток резко увеличился. А через Волгу в соседний город Бор открылась канатная дорога — уникальный по российским меркам аттракцион, позволяющий быстро переместиться между городами. Правда, вечером или в случае плохой погоды добраться можно только в объезд, через мост.

 

Стадион «Нижний Новгород»

Стадион «Нижний Новгород»

 

Канатная дорога, Нижний Новгород

Канатная дорога, Нижний Новгород

 

Вообще, в последние годы в Нижнем Новгороде появилось много хорошего. Это и скоростные поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка», доезжающие до Москвы за считанные часы, и отремонтированный аэропорт и благоустроенный центр города.

 

Нижневолжская набережная, Нижний Новгород

Нижневолжская набережная, Нижний Новгород

 

В одной статье верно подметили, что нижегородцы часто недовольны — и так, как было нельзя; и так, как сделали, плохо. Это весьма точно отражает противоречивые проблемы этого прекрасного города. Но Нижний Новгород — город с такой богатой и сложно замешанной историей, что все одновременно хорошо в нем никогда не будет. Что-то новое построят — что-то ценное разрушат. На каждую аккуратную реставрацию найдется пару разрушенных и сожженных деревянных домов. Современные бизнес-центры — а рядом мрачноватые дворы, не менявшиеся, кажется, со времен молодости Максима Горького, поэтому жителям Нижнего Новгорода еще долго будет о чем поворчать. Непростой город, но очень важный для нашей страны уже множество веков.

Рекомендуем также: